Skip directly to content

3. Символ и смысл. Уровни сложности «Природной системы».

вкл вс, 25/11/2012 - 11:23

Символ и смысл. Уровни сложности «Природной системы».

Возвращаясь к задаче, которая стояла перед отечественной психологической наукой тридцать-сорок лет назад, сформулированной в работах Л.М.Веккера, В.А.Ганзена и продолженной в работах В.К.Толкачева, но которая академической психологической наукой не была решена, что может дать для её решения знание о «единице строения речевой ткани»? Как можно использовать эту единицу?

Знание о «единице строения речевой ткани» позволит определить понятие «Природная система». Позволит определить, что есть «Природная система» и чем она отличается от бесчисленного множества «систем», разработанных Человеком. Каковы отличительные особенности «Природной системы», которые позволяют её называть «системой»? Как «системные признаки» выражены в природе вещей?

Мы сможем разработать «образец» (символ, модель, схему, эталон, стандарт, программу, алгоритм и т.д.) Природной системы, который послужит к решению вопросов, сформулированных в работе Л.М.Веккера.  

Символ «Природной системы» послужит к решению общей задачи, касающейся науки вообще. Имея дело с разными «уровнями сложности» «Природной системы», каждая из отраслей науки называет уровень сложности, на котором осуществляется её деятельность, разными терминами. Физика называет «Природную систему» термином «мироздание» (Вселенная), математика – термином «система координат», химия – «Периодической системой химических элементов», психология – термином «психика», генетика – термином «генетический код». В мета-физике она – «абсолют» (универсум, и т.д.), в религии она – «бог».

Символ «Природной системы» позволит опредеЛИТь и опреДЕЛить уровень сложности, на котором осуществляет свою деятельность каждая из отраслей науки, т.е. выполнить систематизацию науки вообще. И дать каждой из существующих отраслей науки, в том числе математике, физике и самой психологии, определение предмета её изучения – в частности.

Задача систематизации науки и наук заключаются в том, чтобы выделить такие понятия, которые все отрасли науки объединяют и, являясь основополагающими или «установочными» или «базовыми» для каждой отрасли науки в частности, в то же время являются общими для всех отраслей науки. Таким основополагающим или «установочным» или «базовым» понятием, присущим каждой из отраслей науки, является понятие «уровень сложности» или «уровень организации», на котором осуществляет свои изыскания каждая из отраслей науки.

Природные языки. Каждое из понятий, относящееся к «Природной системе» может быть выражено на двух «природных языках», которыми пользуется Человек.

Первый из «природных языков» Человека - это язык «видимости», предназначенный к восприятию глазами и инструментарием которого является графическое (письменное) изображение (знак, символ), а также и количество, форма, цвет.

Второй из «природных языков» Человека - это язык «глаголемый» (разговорный), предназначенный к восприятию ушами, инструментарием которого является звук и смысл, который глазами пронаблюдать невозможно.

Если первый из названных природных языков Человека широко применяется в науке, на нём основаны все научные разработки, то о втором из названных языков науке ничего не известно.

Применительно к «Природной системе» можно выявить строгое соответствие, или «согласие», или «гармонию» между «словом», которым назвается любое явление окружающего мира и «видимым» отображением того же явления. Те «объекты», что мы видим глазами, в речи имеют свои точные названия, которые можно услышать ушами.

Такого соответствия между объектами науки и «терминами», которыми эти объекты называютсяв науке нет.

Вся «графическая символика», применяемая в разных отраслях науки – начертания (знаки) букв, чисел, графические изображения, рисунки, графики, схемы, таблицы, и т.д. -  предназначена к восприятию глазами. Это «видимые» отображения явлений, которые, как предполагает Человек, происходят в окружающем мире.

Каждому «символу», применяемому в разных отраслях науки, должен соответствовать определённый «термин» или слово, предназначенный к восприятию ушами.

С одной стороны(видимой), вся наука в её теоретических разработках пользуется, в первую очередь,символикой математики.

С другой стороны(слышимой), вся терминология науки построена на Латыни и на языке древних Греков. Без изучения этих языков не возможно «привязать» термины науки к «природе» явлений. Занимаясь самостоятельно изучением языка древней Греции, я столкнулась с одной не понятной мне особенностью этого языка. Особенность эта заключается в том, что, не владея ни одним языком кроме Русского, я понимаю язык древней Греции в какой-то его части. Желание понять, почему я понимаю этот язык, хотя по всем внешним признакам он ничего общего с Русским языком не имеет, руководит мною при моих изысканиях в этом языке.

Страсть и увлечённость к изучению древних языков мне привил, во время обучения на факультете психологии Санкт-Петербургского университета в 1999 году, Вассоевич Андрей Леонидович. И теперь, спустя годы, я помню его уроки по древне-Еврейскому языку: ХИМЛИК ОТ АЛЕФ БАРУАХ…, по Аккадскому языку: ЭНУМА ЭЛИШ ЛАНАБУ ШАМАМУ…, по Латыни: АВЭ МАРИА МАТЭР ДЭИ…

А язык древней Греции я стала изучать уже самостоятельно. И что удивительно, занимаясь переводами с языка древней Греции, я нахожу на каждом шагу не точные, искажающие смыслы текстов, переводы – из Гомера, Сафо, Геродота и др. Переводы на столько не точные, что зачастую смысл переводится прямо противоположно тому, что написано в греческих памятниках.

Имея дело только со звуковыми формами многих разговорных языков, мне удалось выделить три уровня сложности «Природной системы». Последовательность нарастания уровней сложности  в «Согласованном природном множестве» или в «Природной системе», выполненная в условном изображении, выглядит следующим образом. Уровни сложности в этом изображении нарастают снизу вверх, так их и пронумеруем.

_______________________________________________________________

5. Третий уровень сложности он состоит из двух множеств:

- из ТУПОГО (бесперспективного) множества;

- из СОБСТВЕННО множества третьего уровня;

_______________________________________________________________

4. промежуточный, второй-третий уровень сложности;

_______________________________________________________________

3. Второй уровень сложности он состоит из двух множеств:

- из ТУПОГО (бесперспективного) множества;

- из СОБСТВЕННО множества второго уровня;

_______________________________________________________________

2. промежуточный, первый-второй уровень сложности;

_________________________________________________________________

1. Первый уровень сложности, он состоит из двух множеств:

- из ТУПОГО (бесперспективного) множества;

- из СОБСТВЕННО множества первого уровня;

Глазами Человек видит только Второй уровень сложности, который можно «соотнести» (соразмерить) с математическим понятием «поверхность». Мы не видим глазами «Первый уровень сложности», который ещё не является поверхностью, как не видим и «Третий уровень сложности», который уже не является поверхностью.

Знание о «единице строения речевой ткани» позволит: во-первых дать «смысловое наполнение» математической символике, и во-вторых «привязать» математическую терминологию к тем «природным явлениям», которые при помощи этой терминологии описываются.

Чтобы познать основы существования мира и Человека, не надо вскрывать черепа, не надо мучить собак, не надо громоздить чудовищные машины, а нужно только научиться понимать слова в их «сущностном» значении.

Семёнова Диана

 

Тема материала: