Skip directly to content

про Я, анальный вектор, садизм и травму бессознательного.

вкл ср, 14/11/2012 - 17:10

когда ребенок только родился, он живет еще неотделенный от мира, просто в потоке ощущений. все происходящие события с ним случаются, причем независимо от него. умение управлять даже простейшими проявлениями своего тела приходит не сразу. говоря психоаналитическим языком, пока есть только бессознательное - сознание появится позже.

(на первый взляд вообще непонятно, зачем говорить о таких вещах - настолько примитивных и где-то даже неприличных. но дело в том, что в самом начале жизни психика занята именно ими, а привычного нам сознания просто нет. и поэтому решения, бессознательно принятые в первые месяцы и годы жизни, продолжают работать и дальше, имея больший приоритет чем сознательно принятые решения.)

через какое-то время ребенок научится контролировать выделительные процессы. и это очень большой шаг в осознании себя. а вот дальше - найдет возможность доставить себе удовольствие самостоятельно. собственно, об этом писал еще Фрейд в статье "Характер и анальная эротика" - там идет речь о некой "побочной выгоде", которую извлекает ребенок из процесса дефекации.

я сейчас хочу сделать акцент именно на этой выгоде. и дело тут не столько в "гиперакцентуированной эрогенности заднепроходной зоны", на которой уже построены целые теории, а том что ради усиления этой эрогенности ребенок впервые выпадает из потока ощущений жизни в мире, предпочтя им то, что может сделать для себя сам. поиграв каловым столбиком, ребенок САМ смог доставить себе удовольствие. и отнять это удовольствие у него никак не возможно - эта игрушка ВНУТРИ.

это Я и МОЕ удовольствие, и никто у меня его не отнимет! остановись, мгновенье, ты прекрасно!

(и здесь же зародились первые представления человека о том, что такое собственность. надо ли объяснять, что значит для некоторых людей необходимость расстаться с тем, что СВОЁ)

Внутренний Ребенок еще не осознал себя, но уже почувствовал. и это становится началом появления Я.

но удовольствие Внутреннего Ребенка становится проблемой для окружающих, прежде всего родителей. вместо того, чтобы спешить, он засиживается на горшке, или даже начинает играть с тем, что только что доставило ему множество приятных ощущений. ребенка ругают, или даже наказывают, и очень скоро он понимает, что САМОЕ ДОРОГОЕ для него в этом мире неприемлимо. и он "проглатывает" ругающее родительское состояние, делая его Внутренним Родителем, а Внутреннего Ребенка вытесняет. в мифологии это отражено мифами про убийство Велеса Дыем (или Осириса Сетом).

любовь, естественная для жизни новорожденного в мире, подменяется насилием между Внутренним Родителем и Внутренним Ребенком. мне сейчас кажется, что именно в борьбе между ними, а вовсе не в момент глядения в зеркало, окончательно возникает Я. здесь же и "трещина Лакана", и травма отделения сознания от бессознательного, точнее - рождение сознания.

но переживание эротического удовольствия от проявлений собственного тела остается в бессознательном. сознание лишается доступа туда, а значит еще и остается без источника энергии. а человек, сидящий в туалете второй час, может искренне хотеть побыстрее все закончить, но НЕ МОЖЕТ, потому что давно потерял контакт со своим Внутренним Ребенком, который продолжает играть. и чем больше он будет насиловать себя разумными доводами или мышечными усилиями, тем больший отпор он получит. в дальнейшем это перенесется и на многие другие сферы жизни.

после потери человеком контакта со своим Внутренним Ребенком, его практически единственным способом общения с миром будет насилие — как месть за насилие, совершенное с ним самим. так садизм и мстительность становятся существенной частью Анального вектора.