Skip directly to content

В помощь режиссеру собственного жизненного сценария под названием "счастье"

вкл вт, 15/05/2012 - 22:10

Из "Красной Книги" ВиктОра Толкачева

Жизненный сценарий— это постепенно развертывающийся жизненный план, который генетически заложен в типовой функционально-ролевой предопределенности и который наиболее ярко проявляется уже в раннем детстве. Этот психологический импульс с большой силой толкает ребенка вперед, навстречу его судьбе, но очень часто независимо от его сопротивления попадает в мясорубку под названием «родительская любовь»: будешь музыкантом!

И начинается трата времени на исполнение предписанной роли в заранее кем-то определенном ПРАВИЛЬНОМ сценарии. Внутри этого сценария время заполнено ПРАВИЛЬНЫМИ событиями, ПРАВИЛЬНО структурировано, и Ваша жизнь благодаря этому кажется Вашим родителям наполненной счастьем. Цена такой насыщенности — это отсутствие свободы выбора жизненного пути, целей, занятий, друзей, профессий, культуральных интересов, людей, с которыми человеку хочется общаться...

Тайная цель ПРАВИЛЬНОГО жизненного сценария — осуществление ПАСТУХОМ социального управления молодняком стада через взрослых людей — родителей, делегируя им исполнительную власть в отношениях с детьми, особенно тогда, когда дети пытаются вольно или невольно активизировать свои эффективные поведенческие модели.

Хитрому не нужны умники. Нужны послушные!

Любая love-story имеет идею-завязку, начало, середину и неизбежный конец. В ней присутствуют дежурные добрые и злые герои, второстепенные персонажи, пациенты шестой палаты. Основная тема развивается в основных фазах, имеются побочные сюжеты и, наконец, на стене висит ружье, которое обязательно в конце пьесы выстрелит. То есть люди используют очень похожие способы структурирования и заполнения времени ПРАВИЛЬНОГО жизненного сценария.

Классификацию наполнения жизненных сценариев следует начинать с описания элементов времяпрепровождения, которые весьма разнообразны, но имеют свои дежурные названия, например, мужской или дамский разговор, «Знаете ли вы…» и т. д.

Следующая ступень в классификации — «пространственные» процедуры: работа, труд, деятельность и, если повезет, творчество.

Потом следуют «информационные» ритуалы или социально предписанные формы поведения в стандартных ситуациях. Они регулируют ранговые отношения среди особей стаи, удовлетворяют потребность в признании и внимании. Наиболее общепринятым ритуалом является поведенческая последовательность «здравствуйте — до свидания» и ранговый порядок произнесения этих формул. Если вдруг вместо обычного «здравствуйте» вы услышите «как поживаете», насторожитесь, так как вас пытаются: обокрасть, выведать тайну, понизить в статусном ранге. Возможно, вас приглашают к более сложным взаимоотношениям (играм) или к началу дружбы.

Истинная проблема социального взаимодействия замаскирована ритуалами. Их сущность проявится в том, что произойдет после ритуалов.

Процедуры и ритуалы стереотипны, их веками преподают в театре жизни и, следовательно, финал ПРАВИЛЬНОЙ пьесы предсказуем.

Четвертый способ — энергетический, «игры, в которые играют люди», и о которых много писал Э. Берн. По мнению Эриха Берна, дежурный жизненный сценарий является результатом индивидуального программирования, то есть внедрением стереотипов и поведенческих последовательностей, предписанных ЕДИНЫМИ негласными нормами и законами социума, обязательными без разбора для всех и каждого. Внешнее оказывает мощнейшее влияние на формирование психики индивида и субъекта деятельности. Если времяпрепровождение, ритуалы и дежурные процедуры осваиваются в семье, прямо преподаются родителями, то социальные игры обычно осваиваются косвенно или путем подражания. Они передаются инструментами культуры из поколения в поколение.

В результате, формируется внесознательный жизненный план будущей личности, в основе которого лежит ПРАВИЛЬНОЕ решение, принятое как бы самим ребенком еще в раннем детстве.

Таким образом, «принятое» в детстве решение во многом определяет всю жизнь человека. Но какой бы силой не обладало это решение, врожденная функционально-ролевая программа, предписанная от рождения автору индивидуального сценария, всегда сильнее. Именно она окрашивает «неправильными» поведенческими актами и «отсебятиной» такой замечательный ПРАВИЛЬНЫЙ текст пьесы, изложенный огромными тиражами в Священных Писаниях.

Нам с Вами предстоит осознать и изменить (если необходимо) собственный жизненный сценарий в соответствии с врожденными программами и истинными желаниями. Эти программы оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые люди, не способные понять их сущность, называют судьбой. Если человеку не удается осознать врожденные, функционально-ролевые мотивы своего поведения, он становится пленником сценария, навязанного ему социумом.

Роскошь системного самопознания, навыки и умение практического использования системно-векторного психоанализа позволит нам:

·свободно выбирать собственные цели и приоритеты;

·точно определять и противостоять внешней манипуляции;

·создавать по-настоящему близкие отношения;

·ощущать полноту жизни во всем ее многообразии;

·управлять своей жизнью и судьбой;

·реализовать свое функционально-ролевое предназначение.

 

Чтобы иметь возможность избавиться от навязчивого стремления играть в чужие игры, следуeт приподняться над ментальным «МЫ» и, сказав себе «Я», свободно жить собственной счастливой жизнью, реализовать свое высшее предназначение.

Для этого напомню основные характеристики разработанных нами типов.