Skip directly to content

Шекспироведение

вкл чт, 23/02/2012 - 22:02

 

Страницу сайта «Шекспироведение» ведёт Леонид Константинов.

Хочется кому-либо или нет, но Виктор Толкачев занял свое место в рядах шекспироведов. К изучению творчества Вильяма Шекспира Толкачев пришел через психологию. Открытие системы 8-и базовых психотипов творчески преломилось через интерес Виктора Константиновича к мировой литературе. Он увидел одну из сторон гениальности великого британского барда в том, как тот использовал в своих пьесах глубокое понимание психологии человека. Именно в способности выписать характер (связанный комплекс черт) каждого из персонажей кроется объяснение такой привлекательности пьес Шекспира во все времена и для всех народов. Секрет в том, что персонажи узнаваемы. Узнаваемы своими общими для любой человеческой стаи-нации-народа чертами. Можно предположить, что популярность любого автора в немалой степени зависит от умения показать характер своего героя. Толкачев открыл, что Шекспир использовал в изображении характеров системный подход. Едва ли англичанина кто-то этому научил. Значит, так велела ему его гениальность? Воистину, творчество Шекспира было «против правил» и, вместе с тем, в согласии с фундаментальным правилом Вселенной – четверичностью всего сущего. Не случайно его пьесы производили и производят такое впечатление и на современников, и на потомков.  Лучше всех впечатление, производимое пьесами Шекспира выразил видный драматург, эссеист и критик А. Мэрфи, который подчеркивал, что Шекспир обладал уникальным даром, превосходящим всякие правила, — «умением поражать воображение, сердце, разум — всё сразу» (The Works of Arthur Murphy. L., 1786. Vol. 6. P. 337–338).

Теперь, когда система характеров открыта и описана, писатели получили в руки волшебный ключик к написанию гениальных (или хотя бы талантливых) произведений. Однако все же стоит помнить, что узнаваемость характеров – еще не все. Автору следует обладать и складным слогом: не случайно одним из любимых афоризмов Виктора Константиновича было: «Можешь не писать – не пиши!».

 

Одним «разоблачением» системности в творчестве гениального барда Толкачев навсегда застолбил себе место в шекспироведеньи. Но дело этим не ограничилось. С глубокой убежденностью Виктор Константинович доказывал что «призрак», вокруг фигуры которого начались ломаться копья критиков буквально с момента появления пьесы «Гамлет», вовсе не «призрак», а гениальная мистификация, создаваемая вокруг принца датского двумя другими героями произведения. В своей книге «Горацио, или психолого-аналитическое исследование трагедии Шекспира «Гамлет» он ясно показал на лицедеев за спиной у Гамлета и указал их цели.

 

Факт «дописывания» Толкачевым «Гамлета» (он добавил к пьесе пару сцен в начале и в конце) можно считать интеллектуальным упражнением, «шуткой гения» (книга с дописками вышла под названием «Мой друг – Горацио»).  Столь неординарный поступок дал повод некоторым недоброжелателям  злословить: «Дописал Шекспира! А сам-то кто такой?».  Однако,  именно эта «шутка» дает читателю путеводную нить к расшифровке тайнописи английского барда. Ну те, кто хочет не нить, а сразу готовые ответы, может обратиться к вышеупомянутой книге «Горацио, или…».