Skip directly to content

Мы и гендер

вкл сб, 12/05/2012 - 18:05

В интересное время мы живем.

Такого раньше - однозначно не было. Всего двадцать пять лет тому назад, большинство людей, просвещалось, кроме как в учебных заведениях, в пыльных библиотеках публичного или личного доступа, а досуг проводили в театрах, кинотеатрах, на выставках и в походах.

А, если хотелось посплетничать, то выходили во двор, где бабульки садились на лавочку возле подъезда, как впрочем, еще и сегодня в некоторых реликтовых районах, куда не доехали дети этих бабулек, и не успели вывезти их за пределы цивилизации.

А вот мужики, для этих целей гоняли домино и пили пиво в шумных компаниях.

Теперь с мужиками все сложнее, чем с бабульками, ибо идентификация мужика, как мужика сильно отличается от ранее принятых норм.

Сегодня, вся романтика перекочевала в блогосферу, и интернет «издательства». А мы уткнулись в мониторы своих компьютеров, и ведем коммуникативные трансляции, толи с людьми, толи с их проекциями, в битовом выражении.

Вместе с тем, поток информации, и ее доступность, стал-таки впечатляющим, что поневоле, начинаешь читать то, что никогда не прочитал бы в прошлой жизни, при «Наших».

Фокус заключается в том, что даже если сам не захочешь читать разные сплетни, помещенные в этом безразмерном пространстве, то тебя обязательно на них пошлет какая-нибудь ссылка, или ранее уже посланная по ней,  твоя супруга.

Вот и мне, выпала такая честь, пройтись тем же маршрутом, куда была послана моя супруга. И так как, мои пешие прогулки по местам ее боевой славы, в последнее время участились, то набор моих познаний сильно возмужал.

Правда, в большинстве случаев мне попадается, различная женская трескотня, которая ограничена обсуждением достоинств и скромностей мужиков, в контексте их - женских, собственно устаревших переживаний и их консервативных взглядов, доставшихся им в наследство от прародителей. В связи с чем, может я, и преувеличиваю глубину своих познаний.

Так было и в этот раз. Мне попала достойнейшая статья, где в первых строках был неоднозначно организован посыл мужиков туда, где Макар телят не пас, а несколькими строками ниже было утверждение, что мужики все равно туда не пойдут и обязательно прочитают данный шедевр. И, я таки, как и предсказывала судьбоносный Оракул[1],   прочитал эту чувственную заметку – про нас мужиков.

Сие послание начиналось следующими словами: «Поводом к рассуждениям на эту тему послужил известный в женских кругах афоризм: «Все женщины – ангелы, но когда им обламывают крылья, они начинают летать на метле».

Полный текст, кому интересно, поищите в интернет сети сами, а мои размышления об этих рассуждениях, я привожу ниже.

 

Ангелы и демоны.

Сколько существует человечество, разделенное по половому признаку, столько существует и проблема не понимания полов.  Иной раз, возникает вопрос, если бы человечество было однополое, то какие разногласия между ними могли бы быть, и по какой причине?

Однако, природа поступила иначе и разделила нас на два противоположных, и вместе с тем, необходимых друг для друга пола, наложив при этом запрет на репликацию собственного вида посредством воспроизводства лишь от особей разного пола. И поставила перед нами ряд вопросов, на которые, всю свою историю, человечество пытается ответить.

Мало того, чтобы потомство было здоровым, природа совершила еще один запрет на вступление в имбридинговые связи, оставив, правда при этом лазейку, на всякий случай, лишь обременив любителей инцеста потомством с ослабленными жизненными функциями или физическим уродством.  

Казалось бы, данное разделение человека единосущного, на две половины не должно было причинить столько неудобств, однако, неудобства и не понимание разнополых особей  не только есть, а им просто не счесть числа.

Девчонки ждут принцев на породистом жеребце и желательно, обладающих зАмком и хорошей родословной, а получают – «козлов».

Мальчишки принцесс («ангелов») – с королем папой, и большой придворной свитой, с массой Fräuleinen[2], которых по-тихому, можно тоже считать их наложницами. Но большинство «ангелов» в процессе жизни приобретают оЧЕРТания стервозных и сварливых ведьмочек.

Вместе с тем, ждут и те и другие, оправданно или нет, это вопрос второго или иного порядкового номера, но это данность, переходящая в закономерность.

И в этом нет ничего удивительного, ибо об этом специально позаботилась природа – наделив нас теми функциями, что мы обладаем. И, сделав все, чтобы мы желали их исполнить, всучив нам принцип удовольствия, так воспетый Фрейдом, как принцип физиологической, материальной жизни, приносящей нам при этом чувственное эмоциональное наслаждение.

И неслучайно, достичь, это наслаждение в максимуме, можно лишь в сравнении с муками и страданиями душевных переживаний, переносящих нас в иную, столь же эмоциональную и чувственную ипостась, но контрадикторную - прямо противоположную, той которую искренне желаем, ждем и надеемся познать.

Природа, как бы нарочито, дает нам возможность оценить, боль страданий и муки переживаний, чтобы получив наслаждение от сбывшейся мечты, мы смогли почувствовать различие, оценить и запомнить, те короткие моменты нашей жизни, которые так ярко и красочно окрашивают нашу жизнь в периоды, что называются - истинного счастья.

Не случайно, наша жизнь полосатая, как зебра – черная – белая, снова черная и снова белая. И когда полоса черная, она тянется долго, а полоса белая – проходит так скоро.

Да и сама жизнь, с точки зрения скоротечности, как писал в одной из своих новелл, Ги Де Мопассан, имеет те же, периоды во времени, сопоставимые с этими полосами. Но, лишь наше сознание, может вытворять такие шутки, когда желания стремительны во времени, а достижения их томительны в ожидании и  столь коротки в наслаждении:

«…Годы идут один за другим, медленные и стремительные, неспешно и торопливо, каждый тянется долго, а проходит так скоро!  Канули, в вечность и нет их…»

Ги Де Мопассан

Я, намеренно обратился к творчеству Мопассана, который в своих, глубокомысленных философских произведениях, размышляет о смысле жизни, и о роли гендера в ней. Практически, каждая его новелла, насыщена чувственными переживаниями, тонко описывающих эмоциональное состояние представителей обеих полов. И я, пожалуй, буду еще обращаться к метафорам из его произведений в дальнейшем.

Возвратимся к жизни и нашей природе.

Зачем же она так над нами глумиться?

Зачем природе понадобилось вложить в одних («ангелов») стремление к уюту, миру, благоденствию, покорности, сохранности домашнего очага. Наделить их возможностью радости, и в тоже время испытаний и трудностей рождения и воспитания потомства. Дать им богатейший эмоциональный мир, как внутри каждого такого «ангела», так и с неистребимой потребностью в них, восприятия этого богатейшего эмоционального и желательно гармоничного мира снаружи?...

А, жизнь, вносит свои коррективы….

 

Вот, смолоду, заботами объятая,

Стоит мой ангел – жизнью вся помятая

И украшают ей чело теперь –  не розы

А нашей жизни лишь одни метаморфозы.

 

А другим («козлам»), безудержную похоть, стремление к завоеванию всего чужого, любым доступным способом. Стремлению к поиску новизны,  тягу к познанию миров, далеко лежащих от пределов, отчего дома. Желанию попробовать в жизни все, что в ней только есть. А если они лишены этого, они непременно будут чувствовать себя неуютно, дискомфортно, сокрушенно, раздавлено, униженно – просто несчастными.

И жизнь опять-таки вносит свои коррективы…..

 

Как ветер мы, с рожденья - все свободны,

Но… только до поры, свобода нам удобна

Ведь годы нас не делают моложе,

А воздают, ударами по роже

 

И спьяну, обнимая «вазочку» в сортире,

В немытой однокомнатной квартире

С бегущими мурашками по коже

К себе взываем ту - что нам, всего дороже.

 

Интересен тот факт, что если «ангелы» и «козлы» не соответствуют данным параметрам, а именно «Ангельским» и «козловскИм», то вряд ли они будут алиментированы, то есть, выбраны друг другом для продолжения рода.

Суть парадокса заключается в том, что «ангелам» нужны именно – «козлы», а «козлам» именно -  «ангелы».

И с этой диалектикой борется все, как мне кажется, разумное человечество, направив на это, всю силу своей «сапиености».

Когда эти вопросы задавались во времени, много лет тому назад, то ответы на них были лишь житейским, и у женщин они были эмоциональны и нравственны, а у мужчин.…  В целях экономии времени выражались в сокращенных, и, как правило, не принятых цензурой выражениях.

Теперь, всему этому, есть научные объяснения.

Правда, если человек захочет, он всегда сможет объяснить, даже самому себе любую глупость, не смотря на то, что, еще пять минут назад, он сам в это не верил[3].

Вместе с тем, наукой действительно доказано, что каждый пол от рождения, имеет генетическую обусловленность своей структуры жизни. Врожденную предопределенность своего поведения. Эту программу, нам заложили, природная среда и наши потомки, учувствовавшие, на протяжении тысячелетий в процессе воспроизводства рода человеческого.

 Мы потому такие, что другими быть не можем. Потому, что если бы мы были другие, то мы не смогли бы продлевать во времени существование вида человеческого. 

Да, и были бы это, вовсе не мы.

И только потому, программа жизни человека, до сих пор еще работает, что вопреки законам издаваемых людьми, вопреки нормам и принципам, традициям, культуры и нравственности, морали, так искусно создаваемых нами, мы столь же талантливо, постоянно и неуклонно их нарушаем.

Но для чего же, тогда, мы, или точнее, все предки человеческие, бесконечно придумывают различные правила и заповеди?

 Да все для того же, что и природа. Природа ограничила нас в бесконтрольном воспроизводстве, для того чтобы сохранить устойчивость вида к изменениям среды. Так поступаем и мы – люди, сами создаем себе ряд ограничений, с той же самой целью - продлить существование рода человеческого во времени, как можно дольше, и желательно в вечности и с той же охранительной целью. С одной лишь только разницей, к природным условиям внешней среды, мы присовокупили искусственные условия, сотворенные собственноручно, и теперь стойко переносим воздействие внешней среды, отвечая на ее изменчивость, еще большей изменчивостью[4].

И потому мы создаем эти законы, чтобы контролировать и строить структуру новой жизни в вечности. В материальном плане, продолжая свой род, а в экзистенциальном, порождая своим творчеством и самой жизнью, все те же традиции и нравы. Нравы, обусловленные личностным субъективным мировоззрением, отражаемых в образах нашего, индивидуального – Я, нашим же потомкам. Потомкам, объединенным воедино в различные, родовые, племенные, национальные, видовые, профессиональные и иные малые и большие социальные группы.

Однако, кроме обусловленных врожденностью, биологических и физиологических функций, природа нас наделила еще и функцией сознания. Такой навязчивой функцией, у которой нет телесного, физического проявления, но которое имеет для нас такое важное, жизненное значение, что не будь его - его следовало бы обязательно придумать, ибо без него, нет, и не может быть понятия – человек. Оно-то нас и тревожит, создавая и описывая, мыслимые и немыслимые картины нашей реальности.

Именно эти функции физиология и сознание находятся в каждом из нас в противостоянии - конфликте, пересечение линий которых (физиологии и сознания), дают нам точку роста и ставят задачу выбора. Сознание и физиология ведут, бесконечный и незримый в большинстве случаев, междоусобный бой внутри нас. Мы иногда вступаем в этот бой, то со стороны Наполеона (он же - физиология), то со стороны Суворова (он же – сознание). А иногда попросту со стороны незнамо кого, по кличке – Гога, ведущего оппозиционную борьбу в тылу врага, то находясь в круговой обороне, то размахивая кайлом во все стороны, и как ни странно, зашибает, как правило, именно Гогу. 

Именно это противостояние, дает нам силы и возможности выбора, самостоятельного, а не обусловленного лишь природой. И мы делаем его – этот выбор. А сделав его, и затем, поняв, что выбор был не самым удачным, мы начинаем сетовать:

 Я совершил(а) ошибку – выбрал(а) не того партнера. Он(а) предал(а) меня и не оправдал(а) моих чаяний и надежд.

Но ведь выбор-то сделал(а) – Я!?

А, значит и виноват(а) в своих ошибках тоже – Я!?

Другими словами, погружаемся в свой экзистенциальный мир. Мир, который иногда во внешних проявлениях наружу, у окружающих вызывает в лучшем случае недоумение, иногда сочувствие, а иной раз воспринимается, как угроза, не мнимая, а реальная, и иногда исполняемая. Угроза своему, или окружающих здоровью, или даже самой жизни.

Наши эмоции и чувства, проявляются в нашем поведении и, безусловно, с одной стороны отражают наше психическое и физическое состояние, а с другой стороны оказывают, на то же самое здоровье и жизнь существенное влияние.

Эмоции и чувства, вызываемые аффективным восприятием, вызывают в нас не только, и не столько психический резонанс на события нашей жизни, но и глобальные, по меркам организма, биохимические и нейронные реакции внутри него. Последствия этих реакций, могут быть самыми разными.

А потому, стоит помнить, что нет, и никогда не будет, абсолютно соответствующих вашим ожиданиям, на сто процентов, партнера, он(а) всегда, хоть в малом, но обязательно сделает что-нибудь не то, что вам хотелось. Обязательно, хоть иногда не оправдает вашего доверия.

На мой взгляд, разумнее всего, прежде чем сделать выбор, следует разобраться в самом себе, в тех своих искренних и глубинных желаниях и потребностях, которые на самом деле есть в нас и имеют пролонгированную в будущее программу.

Надо понимать, что в молодости всегда хочется всего и сразу, и желательно, соответствующего твоему возрасту и привычкам. Но, как только меняется наш статус, у нас также поменяются и приоритеты. Что вовсе не дает оснований нам думать, что эти приоритеты также и с той же направленностью поменяются и у нашего партнера.

Если, выбираешь себе сам(ца, ку), лишь для удовлетворения физиологических потребностей - это одно дело, и совсем другое дело, когда ваша потребность имеет продолжение во времени, и не обусловлена лишь физиологией.

В данном случае, имеет смысл искать себе партнера согласно вашей потребности и в соответствии с его (ее) и вашей, функционально-ролевыми предназначениями, которые в свою очередь врожденны, но вместе с тем изменяются в процессе социализации и развития. А значит, имеют более высокие временные параметры для формирования тех способностей, что для вас ценны.

И потому утехи молодым - а мудрость взрослым. Да, да – именно взрослым, а не старым, ибо быть мудрым, не значит соответствовать почтенному возрасту, а означает соответствовать состоянию сознания. То есть обладать имеющимися у вас психологическими ресурсами выработанных навыков и умений отвечать за себя и своих потомков, за всю свою стаю, в которой ты взял(а) на себя роль вожака, вождя, лидера.

Но, если «Акелла» промахнулся, то на его месте должен быть новый вожак. Причины промаха Акеллы, могут быть различны – возраст, здоровье, способности и т.п., и когда я утверждаю о том, что Акеллу надо заменить, я говорю о  социальном устройстве той группы, которую он возглавлял, но перестал справляться с ее функциональными потребностями. По этой, немаловажной, причине его полномочия должен возложить на себя новый вожак, способный поддерживать структуру жизни всей стаи, в зависимости от условий среды.

 Роль гендера, в нашей жизни очень важна, и расколоть орешек знаний нам поможет лишь наше настойчивое желание изучать вопросы различия полов, в эволюционной теории возникновения полов.[5] Стоит изучать эту роль, на основании трудов психологов, этологов, психо-физиологов, физиков[6], математиков, и деятелей, по большому счету, любых научных и житейских знаний, обращающихся к проблеме полов. Трудов, в которых, энтузиасты от науки, ищут гендерные отличия и подобия в анатомии, физиологии, социологии и сознании – воли человека.

Да, да я не ошибся, именно так в единой диалектической паре «сознание – воля» и стоит определять сознание. Ибо нашу волю определяет сознание, а наличие воли, умение и возможность ей (волей) управлять, определяет каждого человека, как сознательного.

То, о чем я пишу, является процессом познания и в первую очередь самопознания. Все это необходимо, лишь только Вам. И только вам решать, стоит ли пытаться познать самого себя и окружающий вас мир, несколько больше, чем вы уже с ним, и с собой, знакомы.

И тогда, если вы примете это решение, я надеюсь, вы сможете быть счастливы и здоровы. У вас обязательно, появятся новые возможности раскрыть свой творческий потенциал. Понимая природу и ход событий вашей жизни, вы сможете наслаждаться ею, преднамеренно, и при этом обоснованно, видя в ней лишь прекрасное, даже в грустные и скорбные дни вашей жизни. Принимая то, что каждое событие в вашей жизни закономерно и абсолютно нейтрально, а интерпретация этих событий это ваша собственная воля.

В данном изложении, я затронул много глобальных тем, еще не раскрытых даже на малую долю процента. И, правда…, человек устройство сложное, и чтобы мастерски овладеть искусством управления, его натурой, надо попытаться постичь тайны его души. Души необъятной и практически необъяснимой.

Вместе с тем, есть ряд закономерностей, ряд типических[7] свойств каждого из нас, в биохимии, физиологии, внешних проявлениях нашего поведения, схожих с рядом признаков других людей, и потому мы схожи друг с другом, по целому ряду свойств и качеств.

Описать схожие признаки и отличия этих признаков, хотя бы в минимальном, но при этом в более или менее целостном и законченном виде, на небольшом количестве страниц текста – не возможно.

 В связи с чем, я предлагаю считать эту заметку, лишь небольшим предисловием в искусство познания самого себя и окружающей нас реальности, наполненной множеством элементов нашего материального и духовного мира.

 А если есть предисловие, то это означает, что будет и повествование. В котором, я постараюсь, в силу своих возможностей, знаний, умений, навыков, изложить свой концептуальный взгляд, на реальность. Реальность, присвоенную мною, а, следовательно, и отражаемую моим сознанием.

Я постараюсь, сделать это системно, последовательно, направленно, согласно векторам эволюции и развития, филогенеза[8] человечества.

Шагать по этому миру, я буду медленно, и поэтапно. Описывать восприятие картин мироздания, я буду, опираясь на собственные впечатления и труды различных людей, изучивших и описавших жизненные процессы человечества. Чье мировоззрение имеет валидность,[9] экспериментальную подтвержденность их знаний и воззрений, в науках и на практике, а так же имеет отражение в моих знаниях и понимании этих процессов.

Мой мир, субъективен, поэтому не претендует на объективность, но я надеюсь, он так же, как и все, в нашей совместной реальности, будет отражать схожие позиции и вашего мировоззрения, вашего мироздания…, а может, и не будет.

В любом случае, мне крайне любопытно, а, так, как любознательность не порок,  узнать и ваш мир, впечатлениями о котором, я надеюсь, вы поделитесь. И совместно со мной, параллельно или, перпендикулярно моему мнению, продолжая мое творчество, а может, опровергая его и споря со мной, вы будете участвовать в процессе описания мироздания. И тогда, та картина мира, которую Мы совместно опишем, будет более объективна.

 

Игорь Трубачев.

12.05.2012 г. Санкт-Петербург.

 

Продолжение следует...



[1] Эдип и не думал о том, что предсказание Оракула, так завернет его жизнь. Фрейдовская трактовка, «Эдипова комплекса», а вслед за ним этот комплекс, экранизированный  Пазолини в фильме «Царь Эдип», мягко говоря, извратили истинный смысл трагедии Софокла, заложенный автором, обузив его и ограничив лишь принципом удовольствия и исключив выбор сознания.

[2] Fräulein – ед. число.

1) имя существительное: барышня, девушка, фрейлейн, госпожа

2) междометие: Девушка

Кроме того, глагольная форма этого слова имеет значение такое как  - скучать. В данном случае, о скуке не может быть и речи. :-)

 

[3] Здесь уместно добавить, что ограничивая сознание от преднамеренных ошибок, и чтобы оно не принимало эти намеренные ошибки за действительность, в мозгу человека имеется детектор ошибок, открытый Н. Бехтеревой.

[4] Мне  это напоминает старый анекдот:

  У Абрама спрашивают:

- Абрам, где деньги берешь?

- В тумбочке – отвечает он.

- А, в тумбочку кто кладет? – снова спрашивают Абрама.

- Жена моя- Сара,- отвечает он.

- А, она где берет? – невозмутим, и последователен вопрошающий.

- В тумбочке – столь же невозмутимо и последовательно отвечает Абрам.

 

[5] Есть различные теории возникновения полов, обзор которых и будет предметом дальнейшего описания. Одной из ярких, на мой взгляд, теорий возникновения и эволюции полов является, выдвинутая профессором, физико-химиком, генетиком В.А. Геодокяном в 1965 г. «Эволюционная теория пола».

[6] Теория сознания рассматривается в квантовой физике и квантовой механике.

[7] Одна из первичных функций развития человека -  сортировка. То есть расстановка по сходным признакам – типологизация. Существует множество типологий человека, которые мы будем рассматривать позднее.

[8] Стенли Холл, на основании закона развития Геккеля, доказал, что онтогенетическое развитие психики человека есть краткое и быстрое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

[9]Вали́дность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием  экспериментальной психологии и психодиагностики.

Тема материала: