Skip directly to content

Как можно довести ребенка до невроза

вкл вс, 15/04/2012 - 17:08

Отрывки из книги  Людмилы Перельштейн "Осторожно: дети!"

Хорошо ли мы понимаем нашего ребенка? Ведь чаще всего его чувства и переживания остаются недоступными даже для родителей. Не потому ли воспитание часто превращается в борьбу родителей и детей? Мы, родители, набиты стереотипами и, самое главное, лучше ребенка знаем, что ему нужно? Для многих из нас очень тяжело отступить от собственных принципов и посмотреть на ребенка как на независимого и непохожего на нас человека.

Кому не стоит терять времени на чтение этой статьи: 1)  тем, кто и так все знает и кому сомнения незнакомы;  2) тем, кто все новое и необычное встречает привычным словом "нет"; 3) людям без чувства юмора.

 

Примечание.  Типы детей, описанные в книге: "вождь краснокожих" - ребенок уретрального типа (уретральник), "болтушка" - ребенок орального типа (оральник), "нюхач" - ребенок обонятельного типа (обонятельник), "художник" - ребенок зрительного типа (зрительник), "слухач" - ребенок звукового типа (звуковичек), "калькулятор" - ребенок кожного типа (кожник), "копуша" - ребенок анального типа (анальник), "силач" - ребенок мускульного типа (мышечник);

Типы мам, описанные в книге: «мать-атаманша» - уретральная мама, «мать-мечтательница» - зрительная мама (зрительница), «мать-недотрога» - обонятельная мама (обонятельница), «мать-наседка» - анальная мама,«мать-моралист» - кожная мама, «мать-работяга» - мышечная мама, «спящая мать» - звуковая мама, «суматошная мать» - оральная мама.

Основные черты детских героев.

"Вождь"– творческий, решительный, свободолюбивый, любознательный.

"Нюхач" – умный, высокомерный, настороженный, брезгливый, ироничный.

"Художник" – наблюдательный, чувствительный, восторженный, доброжелательный.

"Слухач" – мнительный, замкнутый, боязливый, деликатный.

"Калькулятор" – дисциплинированный, ловкий, расчетливый, исполнительный.

"Копуша" – правдивый, надежный, усидчивый, упорный, аккуратный.

"Болтушка" – беззаботный, жизнерадостный, общительный, легкомысленный.

"Силач" – основательный, зависимый, доверчивый, трудолюбивый.


Каждый герой нашей книги требует индивидуального подхода. Что хорошо для одного, то может травмировать другого. Вот об одной из распространенных проблем, с которой сталкиваются родители.

Бывает, что наши дети обманывают. Такой грех хоть раз случается с каждым ребенком. Реакция родителей на этот «порок» часто влияет на формирование характера ребенка. Итак, герои нашей книжки врут по разным причинам.


"Вождь"врет, чтобы привлечь внимание людей и показать себя с наиболее выигрышной стороны. Окажите достаточно внимания, и вранья не будет.

"Болтушке"без приукрашений не обойтись, иначе слушать не будут. Не соврешь, красиво не расскажешь. Тут ничего не поделаешь.

"Нюхач"умолчит, а не соврет. Все равно не поверите, что он знает больше, чем вы. Не все можно описать словами.
"Художник"привирает, чтобы его любили, вашего гнева боится. Сделайте так, чтобы чувствовал вашу поддержку в любой ситуации, во вранье отпадет необходимость.

"Слухач"молчит, словами не все выразишь, а вы его за грудки трясете: «Говори правду!» Ну и соврет, чтобы отстали. Оставьте его в покое.

"Калькулятор"врет выгоды ради. А сделайте, чтобы взаимовыгодно, логично, удобно и врать не будет.

"Силач"скажет правду, уж лучше бы соврал.
Из"копуши"и правды не вытянешь, и врать не умеет.

Прежде чем хвататься за ремень, начинать долгие нотации или приводить в пример идеально честных людей, задайте себе вопрос «почему он обманул?»

Что греха таить, эмоциональные состояния у нас, мам, бывают разные. Маленький ребенок – идеальное средство для разрядки. А тут еще и врет ...

 

ВНИМАНИЕ! Читателям с отсутствием чувства  юмора настойчиво рекомендуем отказаться от чтения дальнейшего текста.

 

Вредные советы

или как психологически грамотно довести ребенка до невроза

Мы, родители, хотим, чтобы наш ребенок был послушен и ласков, хорошо вел себя в транспорте и за столом, уважал старших, не обижал младших, был аккуратен и вежлив, трудолюбив, активен и смел, а также не лез не в свое дело, не врал, не крал, не попал в плохую компанию, не ябедничал, говорил только правду. Позже, когда вырастет, он должен получить блестящее образование, иметь высокооплачиваемую работу, удачно жениться или выйти замуж, иметь счастливую семью, быть здоровым, не забывать о родителях, которые всю эту замечательную жизнь для него создали.

Увы, дети диковаты от природы и абсолютно не догадываются о благих побуждениях родителей. Мало того, временами они просто издеваются над нами.

Возьмем к примеру «вождя краснокожих». Он смел, решителен, активен, но неряха. Согласитесь, стыд и позор, если такой ребенок влетит в комнату к вашим гостям в разных носках, с оторванными пуговицами, с саблей в руках и закричит без малейшего уважения к присутствующим: «Ура! Все за мной! Наших бьют!» 

Или другой пример, теперь уже - с «болтушкой». Разве вам хочется заливаться краской в автобусе, когда ваше чадо вдруг завопит, прочитав нацарапанную на переднем сиденье надпись: «Мама, мама! Читай пиз..., бля... Ты что не знаешь?! Это же матные слова! А как это читать? Еб... Дальше стерлось!»

Пожалейте себя. Предлагаем вашему вниманию тщательно продуманную программу воспитания удобного, адаптированного к социальной среде, тихого и послушного ребенка. Иными словами ниже изложенные рекомендации помогут вам в краткие сроки с малыми энергетическими потерями выдрессировать дитя, находящееся под вашей опекой.

Подготовительная часть

Найдите в характере вашего ребенка те особенности, которые с общепринятой точки зрения - нежелательны, вредны, а, возможно, и - опасны. Убедитесь, что выбранные вами особенности не случайное разовое явление, а закономерность.

Моделируйте ситуации, в которых вышеупомянутые особенности проявляются. Подготовьте воспитательный спектакль заранее. В главных ролях будете выступать вы и ваш ребенок. Публика желательна - присутствие посторонних усиливает эффект. Свою роль репетируйте. Необходимо выбрать нужный тон голоса, позы, жесты, продумать возможные реакции ребенка. Велика опасность попасть в проигрышную для себя ситуацию, когда победителем окажется ваше чадо.

Пути воздействия различны. Это могут быть недовольные взгляды, вздохи и ухмылки, монологи и физическое воздействие. Основным орудием все-таки признана критика, т.е. - вербальное воздействие. Крайне важно учитывать тип ребенка, иначе ваши усилия не достигнут поставленной цели.

Необходимо повторять спектакли регулярно до достижения полного успеха. В результате ребенок должен отчетливо усвоить, что не поборов свой порок, он будет - не любим, не достигнет успеха, никому не будет нужен, да и как можно так жить дальше. Если вы справились с устранением одной слабости в характере ребенка, не останавливайтесь - переходите к следующей (см. пункт 1). В вашем ребенке обычно сочетаются несколько типов характера, и каждому из них соответствуют свои недостатки.

 

Практические рекомендации

«Вождь краснокожих»

 

Начнем бороться с его неаккуратностью. В родительском спектакле важно учитывать непомерное тщеславие и гордость «вождя».

Если к вам на чашку чая заглянула соседка, срочно используйте момент: «Сашенька! Иди скорее сюда! Посмотри, кто к нам пришел». Как только ваше чудо влетело в кухню, реагируйте быстро: «Марь Иванна, ты только посмотри на кого он похож? Где второй носок?! Сколько раз говорила, руки о штаны не вытирай! Ой, не знаю, кто из тебя вырастет!»

Жажда свободы - следующая настораживающая особенность «вождя краснокожих». Покорность начинайте воспитывать с младенчества: пеленайте туго,   привязывайте к детскому креслу, закрывайте в комнате, пока не уберет игрушки. Используйте любую его оплошность, чтобы предостеречь от будущих опасностей. «Я же тебе говорила, что не получится. Убедился!?».

Желание быть первым и лучшим тоже не всегда хорошо. Почаще ставьте кого-нибудь в пример, чтобы снизить завышенное самолюбие. «Учился бы как Таня ...», «Бери пример с брата...», «Твой папа был лучшим учеником не только школы, но и города», и так далее.

Когда ваш «вождь» начнет бояться нового дела - «а вдруг не получится», будет стесняться незнакомых людей, держаться в тени, а то и время от времени мочиться в штаны, ваша цель достигнута – покорен, кроток, управляем.

 

«Нюхач»

«Нюхач»сторонится людей из-за особенностей своего тонкого обоняния. Ведь люди пахнут по-разному. Ваша задача - научить его общению с окружающими. Удобный момент – приход гостей. Заставьте вашего «нюхача» поздороваться с каждым, лучше - поцеловаться.

«Васенька, ты еще Нину Петровну не поцеловал!», «Надо быть вежливым. А бабушку - в щечку! А вот еще дедушка тебя давно не видел».

Вы, конечно, понимаете, что причина его увиливания от домашних обязанностей -дурные запахи. Надо победить, будьте непоколебимы, выбирайте самые зловонные ситуации.

«Смени штаны брату. Подумаешь, обкакался!», «Вынеси помойное ведро! Барин какой! Не может к мусоропроводу подойти».

Капризность в еде также необходимо пресекать немедленно.

«Абсолютно ничем не пахнет. Ешь!»

Жалуется на тошноту? Пойдите на хитрость.

«Давай носик закроем. Хоть одну ложечку за маму. Вот умница».

Ох, трудно вовремя остановиться в воспитании «нюхача»: его способы адаптации к внешней среде своеобразны и изворотливы. Не заметите, когда его настороженность перейдет в изворотливость, затем наступит отстраненность, в конце концов, дело закончится мизантропией – ненавистью к людям.

 

«Копуша»

Во-первых, бороться будем с медлительностью и упрямством.

Утро. Ваш «копуша» вот уже 20 минут сидит на горшке. Вам же предстоит закинуть его в садик и не опоздать на работу. Предлагаем два упражнения на выбор.

Ставите перед ним песочные часы. Как только песок просыпался, стаскиваете его с горшка.

Хорошо помогает счет. На счет 10 «копуша» должен натянуть штаны.

Во-вторых, займемся его нерешительностью.

Предлагаем простое и действенное упражнение для «копуш» под названием «Быстро и правильно». Суть его в том, что вы предлагаете ребенку несколько вариантов решения проблемы. Он должен, не советуясь, не рассуждая, мгновенно выбрать лучший. Например: «Что ты хочешь мороженое или пирожное? Отвечай на счет три. Раз, два ...» Предупреждаем, что упражнение «Быстро и правильно» способствует доведению до невроза только «копуш».

Каждое упражнение сопровождайте фразами «Как можно быть таким недотепой!», «Как ты только в школу пойдешь, если ...», «Не представляю, что тебя ждет в будущем».

«Копуша»нетороплив и эмоционально устойчив, однако ему свойственны редкие вспышки гнева. Это еще не значит, что он - в неврозе. А вот, когда он вам этот свой любимый горшок вместе с содержимым на голову оденет или наоборот впадет в стопор, или привычный запор сменится поносом, возможно и словесным, то это уже похоже на невроз.

 

«Болтушки»

На то они и «болтушки», что молчать не могут. Представляете, сколько неприятностей это доставит им и вам  в жизни. Вот уж кто будет «выметать сор из избы».

Пресекайте красноречие быстро и решительно. «Не вздумай рассказать это!», «не болтай», «глупости говоришь», «только не сейчас», «помолчи хоть минуту», «закрой рот и ешь».

Наиболее быстрый эффект, способствующий заиканию, достигается прерыванием речи ребенка в середине фразы.

Она вбегает в комнату, где вы укладываете младшего сына спать.

Мама, мамочка! По...

       Вы громким шепотом:

Тихо ты! Не видишь?! Вечно не вовремя!

       Она:

посма ... ма... ма... ма...

Еще они любят вкусно поесть. Куда бы вы не прятали вкусненькое - найдут и полакомятся. Проверенный способ лишь один – замок на холодильник, замок на буфет. Предупредить всех соседей, чтобы - не угощали.

«Болтушки»открыты как для общения, так и для наблюдений. Замолчали и начали есть без всякой меры, стоит насторожиться – вы своего достигли. Теперь можете бесконечно говорить о диетах, на сытый желудок они вас будут как бы слушать. 

 

«Калькулятор»

«Калькуляторов»довести до невроза сложно, практически невозможно. Они выносливы, подчиняемы, способны быстро переключаться и эмоционально устойчивы. Но существует все-таки один секрет. «Калькулятор»  дисциплинирован и логичен. Если такому ребенку давать нелогичные задания, то с одной стороны - ваши указания он будет стремиться выполнить быстро и ответственно, а с другой стороны – будет постоянно сталкиваться с невозможностью их выполнения. У «калькулятора» начнется паника. Частые состояния паники не замедлят дать желаемый результат. Верным индикатором невроза «калькулятора» является кожа.

Может и удивительно на первый взгляд, но преуспеть в невротизации такого ребенка может  мягкая и чувствительная «мать-мечтательница» с ее полетом фантазии и алогичностью.

Общая формула для ежедневных упражнений должна быть следующей: «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Ой! Ой! Нет, нет. Делай все наоборот».

Например. «Дима, сходи в какой-нибудь магазин. Нам нужен сахар. А впрочем, у нас есть варенье. Или я лучше пирог испеку. Про хлеб не забудь! Ну, так иди же. Много денег не трать!»

Или так.

«Помой посуду! Ах, ты еще уроки не сделал?! Быстро за уроки! Посуда в первую очередь, ни одной чистой тарелки не осталось!»

Такие задания повторяйте и повторяйте. Главное, чтобы в них не было ничего определенного и логичного, а в остальном - используйте свою фантазию.

Начнется нервный зуд – вы  на пути к победе.

 

«Силач»

С неторопливым, спокойным, хорошо управляемым «силачом» тоже придется повозиться. Непросто перестроить его замедленный темп, но нужно. Этого требует напряженная жизнь вокруг. Задавайте ему удобный для вас ритм в играх, в общении, за обеденным столом.  Не страшно, если у вас будут часто срываться с языка такие меткие определения как «растяпа, неумеха, руки-крюки, балда, бестолковщина». «Силач» - не неженка, выдержит.

Особое внимание нужно обратить на его интеллектуальное развитие. Не жалейте для этого свободного времени.

Поле деятельности у вас широкое. На вас успешно работает сейчас индустрия детских развивающих игр. Накупите побольше головоломок, шарад, конструкторов и мозаик. Пусть ребенок развивается. Он, конечно, первым делом к вам - «Давай вместе», но вы не поддавайтесь. Пусть учится жить своим умом. 

Поставьте ему следующее условие: «Вот новый конструктор. Когда соберешь подъемный кран - пойдешь обедать». Оставьте его одного, пусть соображает. Заходите через каждые 5 минут с проверкой. «Давай побыстрее». «Шевели мозгами».  Когда раз в седьмой зайдете в комнату и окончательно убедитесь, что у него в результате ничего не получилось, воскликните в сердцах: «Боже, и в кого ты такой тупой уродился?»

 В тонком деле доведения до невроза «силача» хорошо работают такие фразы, как: «Отойди. Плохой мальчик. Ты не мой сын», «Будешь так себя вести, отдам соседям, (выброшу на помойку, отдам цыганам и т.д.)» Любая угроза, что его оставят одного, без руководства, работает в нужном нам направлении. Не должен же он всю жизнь за вашу юбку держаться: приучайте к самостоятельности.

Если однажды вы застанете такую картину - ваш «силач» уже час сидит неподвижно, уставившись в одну точку, а рядом раскрошенная на кусочки новая железная дорога, которую вы предложили ему самостоятельно собрать, то вы - на верном пути. Следующим объектом для разрушения может быть что-нибудь и посерьезней.

 

«Художник»

Будь то мальчик или девочка - это всегда нежное, мечтательное, ранимое создание. «Художников» нужно как можно чаще возвращать к реальной жизни.

Влетает она после школы в квартиру, веселая и возбужденная:

-    Мама, я только что придумала, как это нарисовать!

 Мчится к своим краскам, но вы должны быть на страже:

- Успеешь! Суп стынет!

- Мама! Потом, потом. Пока я вижу, как это должно быть ...

- Нет. Никаких глупостей. Краски отдам, когда пообедаешь и уроки сделаешь.

Главное в вашем воспитательном процессе - не реагировать на слезы. Они тут же хлынут, но вы должны упорно стоять на своем. Также не поддавайтесь на уговоры и ласки. «Художники» на это горазды.

Пугливость «художников», переходящая в трусость, должна стать следующим объектом вашего внимания. Ведь трусость может стать серьезной помехой в дальнейшей жизни. Эти неженки боятся  засыпать одни в комнате, бояться темноты и привидений, чего только они не боятся. Уложили в кровать, поцеловали на ночь, выключили свет, пусть покричит – легкие разовьет.

Особенное внимание обратите на мальчиков- «художников», этих чувствительных хлюпиков. Мальчишка в слезах, соплях, с мечтательной улыбкой, играющий в девчачьи игры. А что будет дальше?!

Предлагаем вам фразы для ежедневного использования. «Мальчики не плачут», «разнылся как девчонка», «не перестанешь хныкать, будешь с бантиками ходить», «сожми зубы и терпи, будь мужчиной», «не люблю нытиков».

Подтверждением правильности выбранных действий будут служить бегающий испуганный взгляд ребенка, вечно влажные ладошки и, конечно же, рисунки «художника», в которых сказано о нем все.

«Слухач»

С этими хлопот не много. Они вообще не от мира сего. Схема доведения до невроза слухача проста – нарушайте окружающее его звуковое пространство, не давайте уходить в себя. Выработайте крикливо визжащий голос и задавайте вопросы, делайте замечания, читайте нотации - то есть учите жизни, да погромче и понастойчивей. Используйте блага цивилизации, которая подарила нам множество предметов, издающих звуки, не ласкающие тонкое ухо: будильники и телефоны, радио и телевизоры, стиральные машины, теперь еще и мобильные телефоны, трезвонящие разными голосами. Пусть это все гремит, звенит и будит «слухача». Они, конечно, будут стремиться надеть наушники и удалиться в свой мир. Не позволяйте! Разве вам  хочется смотреть на эту кислую физиономию, отрешенную от действительности?

Существует еще один каприз «слухача», несовместимый с представлением о жизни нормального человека. Они спят днем, а ночью творят. Эту странность надо искоренять. Будьте готовы к тому, что утром  вам их из постели не вытащить никакими уговорами, а ночью они будут читать под одеялом с фонариком.  Методы борьбы должны быть прямые и решительные. Утром побрызгать холодной водой, «слухачи» слабенькие и бояться всяких невзгод. Фонарик изъять и выбросить.

Главное условие доведения до невроза «слухача» - не подстраиваться под них, а действовать.

У каждой из мам, описанных в книге, есть свой подход в воспитании детей.

«Мать-атаманша»использует  технику понижения ребенка в ранге – «Ты еще не дорос, чтобы ...»

«Мать-недотрога»действует только словом. Ее меткие язвительные замечания запомнятся на всю жизнь. «Палец не сломай!» - предупредит она ковыряющего в носу малыша.

«Мать-мечтательница»ни на минуту не забывает, что сила женщины в ее слабости. «Ах, я не спала всю ночь и даже не знаю, как жить дальше из-за твоей тройки по географии».

«Спящая мать»,самопогруженной и углубленной в собственные проблемы, сама «бациллоноситель» неврозов.

«Мать-моралист»- стойкий боец с расхлябанностью, ленью, болтливостью и такими глупостями, как: настроение, желание, мечта. «Надо значит надо». Ей остается только позавидовать и пожелать «Так держать!».

Для  «матери-наседки» подходят почти все вышеизложенные советы. Ее терпения и выдержки хватит надолго: где ей трудно с экспромтом, там не подведут старательно заученные рекомендуемые фразы.

Для «суматошной матери» подойдет тактика «сказал - значит уже сделал». Сюда можно отнести и невыполненные обещания, и неискреннюю похвалу. Дети доверчивы к словам. Так что этой маме и напрягаться не надо: сегодня одно сказала, завтра другое – у ребенка в голове сумятица и невроз.

У «матери-работяги» тактика одна – пороть. Не ее это дело вдаваться в причины плохого поведения ребенка, сам догадается за что. 

Вовремя находите очередную цель в воспитательном процессе. Например, начали бороться с неаккуратностью «вождя краснокожих», а он еще отчасти и «калькулятор» и мгновенно подстроился под ваши требования «Сейчас, мамочка, все будет сделано».

Не сдавайтесь, срочно ищите, какие еще недостатки требуют вашего вмешательства.

Не расслабляйтесь ни на минуту, не давайте расслабиться подопечному. Детство такое короткое: не успеете сейчас, потом - будет поздно. Родительствуйте!

Узнали себя в каких ситуациях? Посмеялись?

Кто-то отбросит книжку «Осторожно: Дети!» с негодованием. А кто-то задумается.

Огромное спасибо ВиктОру. Уже прошло более 20 лет, когда я пришла на его тренинг со своими многочисленными «почему?» и «что делать?» Дети выросли, удалось избежать многих ошибок в этой непростой профессии «родительство».

Людмила Перельштейн, 

ludmila100@gmail.com